ОБЗОРЫ 
Обзор посвящен нарушениям микроциркуляции и дисфункции эндотелия при местной холодовой травме. Отражены особенности регуляции микрокровотока, инкреторной активности эндотелиоцитов, цитокиновой активности, экспрессии основных молекул межклеточной адгезии, феномена лимфоцитарно-тромбоцитарной адгезии, метаболизма оксида азота. Приведены сведения о динамике состояния микроциркуляторного русла в разные периоды травмы.
Рассмотрен поэтапный процесс васкуляризации ретроградно заброшенной ткани эндометрия в брюшную полость. Показана необходимость формирования специфического микроокружения и функциональной перестройки ткани эндометрия, основанной на взаимодействии мезенхимальных стволовых клеток эндометрия с перитонеальными макрофагами, что является основой адаптации к гипоксии и их выживания в новых условиях. Авторы делают акцент на сходстве адаптации ткани гетеротопии при эндометриозе с опухолевым ростом. Освещены механизмы запуска синтеза ряда ангиогенных факторов и их значимость в процессе васкуляризации ткани эндометрия как одного из ключевых звеньев патогенеза эндометриоза. Помимо этого, отражена последовательность становления сосудистого компонента коммуникационной системы: нарастание сосудистой плотности в области имплантации (показано на примере брюшинной локализации очага эндометриоза); васкуляризация ткани эндометриоидной гетеротопии за счет ангиогенеза; финальная стадия становления сосудистой сети эндометриоидного очага – васкулогенез (как механизм формирования микроциркуляторного русла с участием циркулирующих эндотелиальных прогениторных клеток). В последующем синтез ангиогенных факторов продолжается и активно способствует ремоделированию и увеличению плотности сосудов в ткани гетеротопии преимущественно за счет незрелых перицит-незащищенных сосудов микроциркуляторного русла. Эти особенности представляют собой фундаментальную основу как для диагностики эндометриоза путем качественного и количественного определения факторов перитонеальной жидкости, отражающих активацию васкуляризации, так и для перспективных методов лечения эндометриоза путем активации ангиостатического эффекта в зоне патологического очага.
Сосудистый эндотелий представляет собой гетерогенную структуру, обладающую многообразными функциями, являясь активной метаболической системой. Эндотелиальные клетки опосредуют воспалительные и иммунные процессы, регулируют адгезию лейкоцитов, проницаемость и тонус сосудов, участвуют в системе гемостаза, стимулируют процессы ангиогенеза. Дисфункция эндотелия может инициировать отдельные нарушения, но чаще является универсальным звеном в патогенезе многих заболеваний. В настоящее время эндотелиальная дисфункция представляется как дисбаланс между продукцией вазодилатирующих, ангиопротективных, антипролиферативных факторов, с одной стороны, и вазоконстриктивных, протромботических, пролиферативных факторов – с другой стороны. Проявления дисфункции эндотелия, направленность и выраженность этих изменений могут различаться в зависимости от заболевания. В обзоре приведены примеры комбинированных нарушений эндотелия при наиболее изученных и распространенных заболеваниях (эссенциальной артериальной гипертензии, сахарном диабете II типа, системных заболеваниях соединительной ткани, атеросклерозе и злокачественных новообразованиях). Несмотря на наличие редких случаев изолированной эндотелиальной дисфункции, можно утверждать, что при абсолютном большинстве заболеваний дисфункция эндотелия носит комбинированный характер. Выделение индивидуальных спектров нарушения эндотелия, типичных для конкретного заболевания, проблематично в связи с универсальностью и неспецифичностью проявлений дисфункции эндотелия. Эти выводы позволяют нам вернуться к истокам проблемы, рассматривая эндотелиальную дисфункцию как целостное понятие, не ограничиваясь определенным спектром его нарушений.
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ (КЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) 
Введение. Хроническая ишемия тканей, обусловленная облитерирующим атеросклерозом артерий нижних конечностей (ОААНК), усугубляет диабетическую микроангиопатию, ухудшая прогноз заболевания. Принимая во внимание фундаментальное биологическое значение микроциркуляции (МЦ) в жизнедеятельности организма, исследование тканевого кровотока при данной патологии приобретает большое теоретическое значение.
Цель исследования – выявить особенности микроциркуляции кожи у больных сахарным диабетом II типа (СД) с ОААНК по сравнению с аналогичной группой больных без СД.
Материал и методы. Исследованы 111 больных мужского пола с перемежающейся хромотой (ПХ) IIБ стадии и лодыжечно-плечевым индексом (ЛПИ) ≤0,85, которые были распределены на 2 равнозначные по возрасту и основным клинико-анамнестическим данным группы: 1-я – без СД (n=77) и 2-я – с СД (n=34). МЦ кожи исследовали методом лазерной допплеровской флоуметрии.
Результаты. У больных с СД по сравнению с альтернативной группой отмечено статистически значимое снижение амплитуды колебаний кровотока в миогенном (на 34,5 %) и эндотелиальном (на 27,8 %) частотных диапазонах, что вместе с ростом показателя миогенного тонуса (63,5 [38,6; 123,4] vs 43,6 [28,9; 75,0] ед.) свидетельствует о депрессии сосудорасширяющих свойств микрососудов и констрикции прекапиллярного сегмента сосудистого русла. У больных 2-й группы выявлено также существенное (на 18,9 %) ограничение нутритивного кровотока и увеличение интенсивности артериоло-венулярного шунтирования, составившего (2,6 [1,8; 4,0 vs 2,0 [1,2; 3,0] ед.) в 1-й группе.
Заключение. У исследуемых больных выявлены однотипные изменения МЦ. Однако у больных СД эти изменения более выражены, что значительно ухудшает прогноз заболевания.
Самое важное преимущество, которое визуализация предоставляет пациенту с ишемическим инсультом – это быстрое выявление тех пациентов, которые, вероятнее всего, получат пользу от экстренного лечения. Эта группа включает пациентов, которые страдают от тяжелых неврологических симптомов в связи с окклюзией главной артерии, и тех, кто является кандидатами на реканализацию с помощью внутривенного тромболизиса или внутриартериального вмешательства для удаления тромба.
Цель исследования – оценка чувствительности и значимости компьютерной и магнитно-резонансной томографии в ранней диагностике очагов инфаркта головного мозга.
Материал и методы. Проанализированы результаты лучевых исследований 89 пациентов с клинической картиной, подозрительной на острое нарушение мозгового кровообращения по ишемическому типу, поступивших в первые 24 ч от момента развития неврологической симптоматики.
Результаты. В результате нашего исследования было показано, что в I группе пациентов, поступивших в первые 4,5 ч от момента развития неврологической симптоматики – КТ-признаки инсульта не были выявлены у 16 (76 %) пациентов из 21, в то время как у поступивших в первые 24 ч от момента развития неврологической симптоматики КТ-признаки инсульта не были выявлены у 14 (28 %) пациентов из 50, определялся симптом усиления артерии, утрата дифференцировки между серым и белым веществом мозга, сглаженность корковых борозд и появление зоны пониженной денситометрической плотности вещества головного мозга (<22 HU). Трудность постановки диагноза у части пациентов на КТ заключалась в размерах и локализации зон ишемии (лакунарные, стволовые инсульты). Во II группе из 18 пациентов нативное МРТ позволило выявить признаки участки ишемии у 10 пациентов из 10, комплексное КТ и МРТ – определить зоны гипоперфузии у 8 пациентов из 8.
Заключение. КТ является наиболее широко используемым методом визуализации для инфаркта головного мозга с высокой чувствительностью к внутримозговым кровоизлияниям; высокая специфичность при ишемии, но низкая чувствительность к выявлению ишемических изменений является ограничивающим фактором. Полученные данные подтверждают, что МРТ является надежным методом диагностики ишемического инсульта. Наиболее чувствительным при диагностике ишемических изменений в острейшую стадию развития представляется режим ДВИ (b1000).
Введение. Авторы привлекают внимание читателей к реакциям микро- и макроциркуляции в ответ на «острое» курение.
Цель состояла в изучении эффектов «острого» курения на параметры гемодинамики и микроциркуляции у молодых практически здоровых лиц и пациентов с ишемической болезнью сердца (ИБС).
Материал и методы. Методом конъюнктивальной микроскопии изучали микрососудистые реакции у курящих молодых практически здоровых лиц (n=47) и пациентов со стабильной ИБС (n=48): исходно, через 1, 15 и 30 мин после выкуривания 1 сигареты, параллельно измеряли артериальное давление и частоту пульса.
Результаты. В ответ на курение у молодых зарегистрировано 6 типов реакций микрососудов, у пациентов с ИБС – 4. Расширение артериол наблюдали у 40,42 % молодых лиц и у 18,5 % пациентов.
Выводы. Выявлены разнонаправленные реакции микрососудов в ответ на курение 1 сигареты, у молодых практически здоровых лиц и у пациентов с ИБС. Расширение резистивных микрососудов в ответ на курение требует дальнейших углубленных исследований и может дать новое представление о патогенезе сердечно-сосудистых заболеваний, которые могут быть не очевидны из более традиционных исследований макроциркуляции.
Введение. Диабетическая полинейропатия – самое распространенное осложнение сахарного диабета, которое неуклонно прогрессирует даже при строгой компенсации основного заболевания. Диабетическая автономная нейропатия лежит в основе ранней инвалидизации и смертности больных сахарным диабетом. Мы оценили возможности метода высокочастотной ультразвуковой допплерографии для диагностики автономной нейропатии.
Материал и методы. Обследованы 26 больных СД II типа и сенсомоторной нейропатией. Микроциркуляторный кровоток кожи у ногтевого валика пальцев рук оценивался в покое, а также в ходе функциональных проб – холодовой и окклюзионной (манжеточной). Диагностика кардиальной автономной нейропатии и ее стадий выполнялась на основании стандартных кардиоваскулярных тестов. Данные функциональных проб сравнивали с результатами кардиоваскулярных тестов.
Результаты. Кардиальная автономная нейропатия диагностирована у всех больных, подтвержденные/тяжелые стадии в 61,5 % случаев. Исходные скоростные параметры микроциркуляторного кровотока снижены также у всех пациентов (Vam = =(1,9±0,22); (1,7±0,51) и (6,7±0,51) см/с у больных с начальной кардиальной автономной нейропатией, подтвержденной/тяжелой стадией и у контрольной группы соответственно). Функциональные пробы оказались высокоинформативными для диагностики автономной нейропатии (чувствительность – 100 и 58 %, специфичность – 50 и 80 % соответственно). Предложен алгоритм обследования больных СД II типа и сенсомоторной нейропатией для ранней диагностики стадий автономной нейропатии.
Выводы. Метод высокочастотной ультразвуковой допплерографии позволил достоверно разделить стадии диабетической автономной нейропатии. Необходимо продолжить исследование для определения возможностей метода в ранней диагностике осложнений СД.Цель исследования – определить взаимосвязь основных факторов кардиоваскулярного риска и артериальной ригидности у лиц молодого возраста.
Материал и методы. Проведена оценка факторов сердечно-сосудистого риска и артериальной ригидности у 100 человек в возрасте 22±8,3 года, с последующим корреляционным анализом зависимости.
Результаты. В ходе исследования выявлена корреляция с индексом массы тела, cо скоростью распространения пульсовой волны (r=0,36; р=0,013) и наличием жалоб кардиального и церебрального характера (r=0,386; р=0,011).
Заключение. У лиц молодого возраста наблюдается предпосылка к развитию сердечно-сосудистых заболеваний, основанная на оценке совокупности артериальной ригидности и факторов сердечно-сосудистого риска.
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) 
Цель работы – определение условий, обеспечивающих формирование стабильного тромба в бедренной вене крыс при фотодинамическом повреждении.
Материал и методы.Опыты проводились на крысах-самцах линии Вистар массой 250–270 г. Фотосенсибилизатор (ФС) Бенгальский розовый (ACROS ORGANICS, USA) (БР) вводили внутривенно в дозе 17 мг/кг и через 60 мин накладывали на бедренную вену сосудистый зажим. Дистальнее зажима проводили 30-минутное лазерное облучение вены (диодный лазер DPSS, Республика Южная Корея, 532 нм, 60 мВт, площадь облучения – 1 мм2 ). Зажим снимали через 90 мин после прекращения облучения. Кровоток регистрировали методом высокочастотной ультразвуковой допплерографии («Минимакс Допплер-К», Россия). Прекращение кровотока рассматривали как показатель тромбоокклюзии бедренной вены.
Результаты. У крыс после снятия зажима кровоток в облученных венах отсутствовал и через 24 ч не восстанавливался. Гистологически выявлено выраженное повреждение всех слоев сосудистой стенки и формирование тромба, заполняющего просвет сосуда. После 30-минутного облучения без пережатия вены кровоток сохранялся, хотя были выявлены повреждения сосудистой стенки. Введение БР и клипирование сосуда без облучения вызывало минимальные повреждения сосудистой стенки и не приводило к тромбозу.
Заключение. Для тромбообразования в бедренной вене крыс при фотодинамическом воздействии необходимо дополнительное временное прекращение кровотока в облучаемом сосуде. Сочетание фотодинамического повреждения сосуда и стаза обеспечивает надежную воспроизводимость тромбоза бедренной вены.
Актуальность исследования связана с современной точкой зрения о том, что дисфункция эндотелия может лежать в основе таких социально значимых заболеваний, как атеросклероз, диабет, варикозная болезнь вен, сердечная недостаточность и др.
Цель работы – изучение морфофункциональных особенностей эндотелия сосудов сердца половозрелой крысы с помощью иммуногистохимического маркирования фактора Виллебранда (фВ).
Материал и методы. Работа выполнена на половозрелых крысах «Вистар» (n=12). Для иммуногистохимического выявления фВ применяли поликлональные кроличьи антитела. Реакция осуществлялась на парафиновых срезах, проходящих через все сердце.
Результаты. Показано, что иммуноположительная реакция на фВ (фВ+ ) в эндотелии разных областей сердца крысы неодинакова. Обнаружена тенденция к ослаблению фВ+ -реакции в направлении от основания сердца к его верхушке. Наиболее активные в функциональном отношении эндотелиальные клетки, с признаками экзоцитоза или секреции, наблюдались в выстилке корня аорты, крупных коронарных артерий эпикарда, фиброзного кольца, клапанного аппарата и подаортального конуса. Менее выражена фВ+ -реакция в эндотелии, выстилающем полости предсердий и желудочков, и в капиллярах микроциркуляторного русла миокарда.
Выводы. Применение иммуногистохимической реакции на фВ позволило изучить эндотелий различных отделов сердца крысы и выявить структурные особенности, связанные с увеличением секреции эндотелиоцитов. Дальнейшие исследования в этом направлении могут иметь важное значение для объяснения механизмов и диагностики эндотелиальной дисфункции.
ISSN 2712-9756 (Online)