Статьи 
ОБЗОРЫ 
Современные успехи медикаментозного и хирургического лечения ишемической болезни сердца, к сожалению, не решат всего арсенала проблем, связанных с нарушением микроциркуляторной перфузии миокарда. Предложенные методы воздействия на микроваскулярную дисфункцию ишемизированного миокарда, к которым, в том числе, относятся клеточная кардиомиопластика и лазерная тунелизация миокарда, оказывают относительно непродолжительный позитивный эффект. Для более успешного применения этих современных подходов существенную роль играет повышение компенсаторно-репаративных возможностей у этих больных. Положительный результат лечения в таком случае может быть достигнут применением пред- и послеоперационной иммунокоррекции, поскольку все эти процессы носят иммунообусловленный характер.
Гибернация миокарда – стойкое угнетение сократимости жизнеспособного миокарда левого желудочка, возникающее вследствие его гипоперфузии. Важнейшим проявлением гибернации является сохранение жизнеспособности миокарда на тканевом уровне. В основе этого явления лежат три основных механизма: 1) метаболическая адаптация миокарда, проявляющаяся усиленным захватом глюкозы; 2) активация генетической программы выживания кардиомиоцитов; 3) программируемая клеточная гибель, т. е. аутофагия и апоптоз кардиомиоцитов. Методы диагностики жизнеспособного миокарда включают стресс-эхокардиографию с добутамином, однофотонную эмиссионную компьютерную томографию миокарда, позитронно-эмиссионную томографию, магнитно-резонансную томографию и электромеханическое картирование. В клиническом аспекте наличие и объем жизнеспособного миокарда учитываются при решении вопроса о реваскуляризации у пациентов с одно- и двухсосудистым поражением коронарных артерий без вовлечения передней нисходящей артерии, а также у больных со значительным снижением глобальной сократительной функции миокарда, когда оперативное вмешательство может привести к увеличению фракции выброса левого желудочка.
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ (КЛИНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) 
Введение. Представляется актуальным изучение ультразвуковой анатомии и физиологии проксимальных клапанных сегментов поверхностной бедренной вены (ПБВ) и большой подкожной вены (БПВ) для разработки эффективных реконструктивных оперативных вмешательств на клапанах при хронических заболеваниях вен.
Цель исследования – изучить ультразвуковую анатомию венозной стенки, размеры и форму проксимальных клапанов БПВ и ПБВ в норме в покое и при проведении функциональной пробы Вальсальвы.
Материал и методы. Исследования проксимального клапана ПБВ произведены в 144 нижних конечностях у 115 человек (средний возраст – 51,1 года, 60 женщин и 55 мужчин), проксимальных клапанов БПВ – в 82 нижних конечностях 67 человек (средний возраст – 45,1 года, 33 женщины и 34 мужчины). Производилось продольное и поперечное ультразвуковое сканирование бифуркации бедренной вены и зоны сафенофеморального соустья, визуализировались структуры проксимальных клапанов ПБВ и БПВ, уточнялась форма клапана и выполнялись измерения диаметра вен на уровне клапанов у основания створок (диаметр входа), в месте максимальной эктазии (диаметр эктазии), у верхней границы клапана (диаметр выхода), а также измерения длины клапана (длина до эктазии, общая длина клапана). О степени надклапанной эктазии судили, вычисляя изменение относительного венозного диаметра (ИОВД).
Результаты. Средний диаметр ПБВ на уровне нижней границы ее первого клапана составил 10,01±1,44 мм. Средний диаметр ПБВ на уровне максимальной надклапанной эктазии ее первого клапана составил 13,1±2 мм. Среднее значение показателя ИОВД для ПБВ составило 31±10,4 %. Увеличение диаметра вены в зоне надклапанной эктазии до 20 % соответствовало веретенообразной форме клапана, более 20 % – булавовидной форме, что отмечено у большинства обследованных. Показатель ИОВД ПБВ на пробе Вальсальвы составил 38,2±12,4 %. Средний диаметр большой подкожной вены на уровне нижней границы ее первого клапана составил 6,07±1,25 мм. Средний диаметр БПВ на уровне максимальной надклапанной эктазии остиального клапана составил 9,44±1,69 мм. Среднее ИОВД БПВ составило 58±24 %.
Вывод. Естественной формой проксимальных клапанов ПБВ и БПВ является булавовидная с наличием значимой надклапанной эктазии, что отмечалось у большинства обследуемых в покое и у всех при проведении функциональной пробы Вальсальвы.
Введение. Радионуклидная визуализация включена в методы диагностики после чрескожного коронарного вмешательства (ЧКВ) и аортокоронарного шунтирования (АКШ) у пациентов с симптомами, но рекомендации предостерегают от ее рутинного тестирования у всех бессимптомных пациентов после реваскуляризации. В работе показаны результаты однофотонной эмиссионной компьютерной томографии (ОФЭКТ) после гибридной коронарной реваскуляризации миокарда, проведен анализ чувствительности и специфичности трех методов хирургической реваскуляризации миокарда через 12 месяцев.
Цель исследования – определение чувствительности и специфичности ОФЭКТ в определении стенозов коронарных артерий ≥50 % после выполнения трех методов хирургической реваскуляризации миокарда – АКШ, ЧКВ и гибридной реваскуляризации миокарда у больных с ишемической болезнью сердца (ИБС) и многососудистым поражением коронарного русла.
Материал и методы. Проведен ретроспективный анализ 82 пациентов со стабильными формами ИБС, которым была проведена реваскуляризация миокарда по поводу наличия многососудистого поражения коронарного русла. Пациенты разделены на 3 группы: 1-ю группу составили 40 больных, которым выполнили процедуру АКШ, 2-ю ‒ 29 пациентов после ЧКВ и 3-ю ‒ 23 больных, которым проведена гибридная реваскуляризация миокарда.
Результаты. Все пациенты после реваскуляризации миокарда в среднем через 21,8±8,6 месяца госпитализировались в стационар, где проводилась ОФЭКТ миокарда с 99mTc-технетрилом и контрольная коронарография/шунтография. Частота наличия значимого стеноза при коронарографии при дефекте перфузии ≥5 % на ОФЭКТ во время нагрузки составила в группах АКШ, ЧКВ и гибридной реваскуляризации соответственно 50, 50 и 33 % (p=0,894). Наименьшая чувствительность ОФЭКТ была после гибридной реваскуляризации миокарда (20 %), в то время как в группе АКШ чувствительность составила 71,4 % (p=0,190). Показатели специфичности ОФЭКТ были гораздо выше: в группах АКШ, ЧКВ и гибридной реваскуляризации, соответственно 75,8, 79 и 88,9 % (p=0,530).
Выводы. У пациентов после проведенной реваскуляризации миокарда отсутствует достоверная взаимосвязь между размерами дефекта на ОФЭКТ и данными коронарографии вне зависимости от вида хирургической реваскуляризации миокарда. Выявление дефекта перфузии при нагрузке более 10 % при ОФЭКТ после проведенной хирургической реваскуляризации миокарда является основанием для проведения коронарографии с целью исключения рестеноза стента или дисфункции шунта, а также прогрессирования коронарного атеросклероза.
Введение. Одной из сложных и до конца не решенных проблем современной интервенционной кардиологии является бифуркационное стентирование венечных артерий. Данная проблема требует всестороннего изучения, в том числе использованием возможностей морфологического анализа.
Материал и методы. Выполнено стентирование бифуркационных поражений венечных артерий на 46 трупных сердцах с использованием бифуркационых и обычных стентов с последующей пластинацией и изучением полученных препаратов.
Результаты. Т-стентирования наиболее оптимальны с точки зрения сохранности боковой ветви, особенно при имплантации стента BIOSS. При использовании стента Tryton с техникой стентирования «culotte» никогда не было стеноза устья боковой ветви, благодаря находящемуся в просвете стенту, однако всегда наблюдалась излишняя металлонасыщенность в основной ветви до бифуркации. При использовании обычного стента с техникой провизорного Т-стентирования резидуальный также наблюдался стеноз устья боковой ветви. Кроме того, во всех случаях была деформация балок стента рядом с устьем боковой ветви.
Выводы. Морфологические исследования стентированных венечных артерий на анатомических препаратах сердца, пластинированных эпоксидной смолой, дают возможность получать данные о результатах имплантации стента, которые нельзя получить при традиционных морфологических и клинических методах исследования (гистологические, коррозионные, рентгенологические и др.).
Цель исследования – определить формы метаболического ацидоза (МетАц), характерные для вмешательств на сердце в условиях искусственного кровообращения (ИК), и оценить их влияние на клиническое течение раннего послеоперационного периода.
Материал и методы. В исследование включены 129 взрослых пациентов, перенесших операции на сердце в условиях ИК. Изучены показатели кислотно-основного состояния (КОС) крови, маркеры системного воспаления, доставка и потребление кислорода, параметры гемодинамики, клиническое течение послеоперационного периода.
Результаты. Нарушения КОС развились в 73,6 % случаев, у 51,2 % пациентов – МетАц. В структуре МетАц на долю лактат-ацидоза пришлось 92,4 %, в 7,6 % это был гиперхлоремический ацидоз. Метаболический лактат-ацидоз представлен двумя формами. В 14,7 % это нарушение КОС было вызвано синдромом малого сердечного выброса и характеризовалось сниженными показателями доставки кислорода и производительности сердца. В 49,2 % случаев лактат-ацидоз развился на фоне системного воспалительного ответа и ассоциирован с высокой доставкой и низкой экстракцией кислорода, а также с повышенной производительностью сердца и вазоплегией. Пациенты с данными нарушениями имели бóльший уровень лейкоцитоза через 24 ч после окончания операции, выше продолжительность респираторной поддержки, период лечения в отделении реанимации и интенсивной терапии и стационаре.
Заключение. Метаболический лактат-ацидоз представлен двумя формами: лактат-ацидоз на фоне синдрома малого сердечного выброса и на фоне системного воспалительного ответа. Лактат-ацидоз является предиктором неблагоприятного исхода после операций на сердце с ИК, ассоциирован с риском развития послеоперационных осложнений и летальностью.
Цель работы – изучение влияния эндопротезирования (ЭП) аневризм брюшной аорты (АБА) на функциональную активность тромбоцитов, выраженную экспрессии гликопротеиновых IIb/IIIa-рецепторов и в уровне экспрессии Р-селектина по сравнению с этими показателями при не требующих оперативного лечения малых аневризмах (МА) с размером до 50 мм.
Материал и методы. Определение тромбоцитарной активности анализировали по изменению экспрессии гликопротеиновых (GP) IIb/IIIa-рецепторов и уровня экспрессии Р-селектина. Циркулирующие эндотелиальные клетки (ЦЭК) подсчитывали проточной цитометрией. Для анализа субпопуляций моноцитов использовали тест с реагентами CD14-FITC/ CD16-PE/ HLADR-PC5/CD45-PC7. Исследования проводили в образцах крови пациентов до ЭП, в течение 4 недель и через 18 месяцев после операции в сравнении с пациентами с МА, не требующими оперативного лечения.
Результаты. Выявлено достоверное (р<0,05) снижение содержания Р-селектина на поверхности вне индукции АДФ у пациентов с БА брюшной аорты по сравнению с группой пациентов с малыми аневризмами (МА). Такая же статистически значимая (р=0,04) разница обнаружена и в экспрессии IIb/IIIa-рецепторов у пациентов с БА и МА. Выявлено достоверное увеличение (р=0,02) экспрессии IIb/IIIa-рецепторов у пациентов в отдаленном послеоперационном периоде. Имеется положительная корреляционная связь между маркером Р-селектина (CD62-стимулированный АДФ) и количеством ЦЭК. >< 0,05) снижение содержания Р-селектина на поверхности вне индукции АДФ у пациентов с БА брюшной аорты по сравнению с группой пациентов с малыми аневризмами (МА). Такая же статистически значимая (р=0,04) разница обнаружена и в экспрессии IIb/IIIa-рецепторов у пациентов с БА и МА. Выявлено достоверное увеличение (р=0,02) экспрессии IIb/IIIa-рецепторов у пациентов в отдаленном послеоперационном периоде. Имеется положительная корреляционная связь между маркером Р-селектина (CD62-стимулированный АДФ) и количеством ЦЭК.
Выводы. Полученные данные указывают на взаимосвязь между тяжестью патологического процесса и степенью функциональной активности тромбоцитов у пациентов с АБА. Обнаружено влияние эндопротезирования аневризмы брюшной аорты на эти показатели и их взаимосвязь с дисфункцией эндотелия. Полученные данные создают возможности для разработки новых направлений в лечении аневризматической болезни и профилактики послеоперационных осложнений.
Введение. Об интенсивности тканевого дыхания судили на основании не известного ранее факта о том, что форма эритроцитов зависит от степени насыщения их кислородом. Форма эритроцитов обратима и изменяется как после прохождения через легкие (оксигенатор), так и после газообмена в тканях.
Цель исследования – для изучения влияния искусственного кровообращения (ИК) на морфологию эритроцитов определяли интенсивность газообмена в тканях организма больного с помощью морфометрического анализа формы эритроцитов.
Материал и методы. Разработана методика морфометрического анализа эритроцитов in vitro. Кровь больного исследовалась до операции, на 10-й минуте и каждые 30 мин работы аппарата ИК, а также через 12 ч после операции.
Результаты. Отмечено, что кровь, насыщенная кислородом (артериальная) при нормальных условиях газообмена в легких, на 85 % [80–95 %] состоит из «мелковорсистых» эритроцитов (длина ворсинок – 0,3–0,4 мкм), венозная кровь представлена в основном «крупноворсистыми» формами эритроцитов (длина ворсинок – 0,4–1,0 мкм, 70 % [6–80 %]). При попарном сравнении было установлено значимое различие долей «крупноворсистых» эритроцитов в артериальной крови до (15 % [5–20 %]) и после ИК (35 % [20–50 %]). В ходе операции с ИК соотношение напряжения кислорода и углекислого газа в артериальной и венозной крови изменяется, что свидетельствует о сдвигах в кислородной емкости крови. Уменьшение кислородной емкости крови отражает интенсивность тканевого дыхания, с одной стороны, и степень механического повреждения эритроцитов – с другой.
Заключение. Операции на сердце в условиях ИК приводят к выраженным сдвигам соотношения дискоцитов и патологических форм эритроцитов в крови. Угнетение потребления кислорода красной кровью при перфузии свидетельствует об изменении метаболических процессов, формы и резистентности эритроцитов, что позволяет более полно оценить патофизиологические сдвиги, которые возникают в организме в ответ на перфузию. Предложенная методика морфометрического анализа эритроцитов может послужить экспресс-методом анализа красной крови в ходе операций на сердце с использованием ИК, в целях ее своевременной коррекции и восполнения.
ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ) 
Подробно описана модифицированная методика гетеротопической трансплантации сердца у крыс. Подробно изложены способы анестезии животных, хирургические особенности изъятия донорского сердца и его имплантации крысе-реципиенту. Описаны преимущества и недостатки методов консервации донорского сердца, а также способы оценки препарата донорского сердца, качества консервации и эффективности кардиопротекции. Предложены экспериментальные подходы к исследованию эффективности кардиоплегических и консервирующих растворов с применением данной методики. Приведены данные собственного пилотного исследования по сравнительному анализу эффективности кардиопротекции с применением консервирующих растворов с использованием данной экспериментальной модели.
Введение. Розацеа – хронический воспалительный дерматоз, характеризующийся наличием в патогенезе воспаления и сосудистых изменений, обусловленных воздействием антимикробных пептидов (LL-37) и Толлподобных рецепторов (TLR2). Установление данного патогенетического звена является мишенью для новой терапии розацеа.
Цель – оценить потенциальное сочетанное действие местного крема Ивермектина 1 %-го и импульсного лазера на красителе (PDL) с длиной волны 595 нм на модели розацеаподобного воспаления у мышей после 4-кратного введения рекомбинантного антимикробного пептида LL-37.
Материал и методы. Использовались взрослые самки белых мышей BALB/c, массой 23,5±0,66 г, разделенные на 4 группы: контроль; группа 2 (вводили биодистиллированную воду в объеме 40 мкл, в течение 48 ч); группа 3 (без лечения, вводили внутрикожно паравертебрально в поясничную область 40 мкл пептида LL-37 (320 мкМ) 4-кратно каждые 12 ч); группа 4 (с лечением, производили нанесение крема Ивермектина 1 %-го после каждого введения пептида, через 60 ч после первого введения производили лечение на аппарате PDL с длиной волны 595 нм, площадь облучаемой поверхности – 50 мм2).
Результаты. Исследование продемонстрировало, что локальное введение LL-37 в кожу мышей вызвало резкое расширение и полнокровие сосудов как артериального, так и венозного звена. Нарушилась целостность стенки сосудов микроциркуляторного русла в дерме и гиподерме, в результате чего в тканях определялись множественные мелкие кровоизлияния. В сохранившихся сосудах эндотелий был набухшим, адвентиция инфильтрирована лейкоцитами. Количество тучных клеток значительно увеличилось, однако лишь некоторые из них дегранулировали.
Выводы. В результате комбинированного местного противовоспалительного и лазерного воздействий инфильтрация лейкоцитами дермы и гиподермы снизилась, в дерме наблюдалось запустение части сосудов, эндотелий в них был набухшим. В гиподерме сохранялись расширенные полнокровные сосуды, эндотелий в них отсутствовал, сохранялась незначительная инфильтрация адвентиции. Предложенный комбинированный вариант воздействия, с учетом морфологической картины, является перспективным и требует дополнительного изучения у пациентов с розацеа без использования инвазивных методов исследований.
ИНФОРМАЦИЯ О НАУЧНЫХ КОНФЕРЕНЦИЯХ 
ISSN 2712-9756 (Online)